Положение

о музее Боевой Славы 569-го штурмового авиационного Осовецкого Краснознаменного ордена Суворова 3-ей степени полка

 

1.     Общие положения

1.1.         Музей Боевой Славы 569-го Штурмового авиационного полка – структурное подразделение ГБОУ СОШ № 956, созданное для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций. 

1.2.         Музей осуществляет свою работу в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Законом Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и настоящим Положением. 

1.3.         Музей организуется в целях:

- гражданско – патриотического воспитания обучающихся;

-расширения образовательного пространства, совершенствования обучения средствами дополнительного образования;

-формирования исторического сознания обучающихся и расширения их кругозора;

-развития познавательных интересов и способностей детей и молодежи;

-развития социальной активности и творческой инициативы обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и презентации предметов источников по истории Великой Отечественной Войны и общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность;

-овладения практическими навыками поисковой, проектной и исследовательской деятельности;

-активного освоения обучающимися истории своей Родины

-развития детского и молодежного самоуправления.

 

2. Основные понятия

2.1. Профиль музея – военно-исторический.

2.2. Комплектование музейных фондов – базовое направление музейной деятельности. Включает в себя комплекс мероприятий по разработке и реализации программ по выявлению и сбору предметов музейного значения, учету и научному описанию музейных предметов.

2.3. Предмет музейного значения – движимый памятник истории, находящийся в среде своего бытования.

2.4. Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры, поступивший в музей, оформленный соответствующим Актом поступления и записанный в Книгу поступлений (инвентарную книгу).

2.5. Экспонат – музейный предмет, выставленный на обозрение в экспозиции, выставке музея.

2.6. Экспозиция – выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

2.7. Выставка – экспозиция, имеющая, как правило, временный характер или периодически меняющийся состав экспонатов.

2.8. Книга поступлений (Инвентарная книга) – основной документ учета музейных предметов.

 

3. Организация музея

3.1. Организация музея происходит по инициативе педагогов и обучающихся с привлечением родителей, ветеранов, общественности и является результатом краеведческой, туристской и проектно – исследовательской деятельности, а также отражает реальные потребности образовательно – воспитательного процесса.

3.2. Музей создается приказом директора школы. Деятельность музея регламентируется внутренним Положением.

3.3. Обязательными условиями для открытия музея являются:

-наличие музейного актива, состоящего из обучающихся, педагогов, родителей, выпускников, ветеранов;

-наличие фонда музейных предметов, собранных и зарегистрированных в Инвентарной книге (книге поступлений);

-наличие помещения и оборудования для хранения фондов, создания выставок и экспозиций.

 

4. Функции и основные направления деятельности

4.1. Основными функциями музея являются:

-создание условий для социализации обучающихся путем совершенствования воспитательной, образовательной и культурно – просветительской деятельности школы музейными средствами и методами;

-организация исследовательской деятельности обучающихся, ориентированная на формирование научных, творческих инициатив и реализующаяся в ходе проектной, поисковой и аналитической работы;

-осуществление массово – организационной, культурно – просветительской, методической, информационной, издательской деятельности;

-документирование процессов и явлений, соответствующих основной теме музея в их историческом развитии, через комплектование фондов музейных предметов, их учетную и научную обработку;

-постоянное развитие экспозиционно – выставочной работы;

-освоение обучающимися культурно – исторического пространства Москвы и Подмосковья.

4.2. Основными направлениями деятельности музея являются:

-комплектование, учет, хранение и описание фондов музейных предметов;

-экспозиционно – выставочная работа;

-образовательно – воспитательная и культурно – просветительная работа.

 

 

5. Учет и обеспечение сохранности фондов

5.1. Все собранные музейные предметы, коллекции, материалы составляют основной, научно – вспомогательный, обменный, библиотечный фонды музея и фонд временного хранения.

5.2. Все поступающие в музей предметы музейного значения подлежат актированию вне зависимости от способа получения (дар, покупка, находка, обмен и т.п.), постоянной или временной формы хранения.

5.3. Выдача музейных предметов из фондов музея (возврат, обмен, передача на время, а также списание в связи с утратой музейных свойств) также производятся путем актирования.

5.4. Все предметы, отнесенные к Основному фонду, подлежат обязательной записи в Книге поступлений (Инвентарной книге).

Книга поступлений (Инвентарная книга) музейных предметов хранится постоянно в образовательном учреждении.

5.5.  Все предметы, основного фонда, зарегистрированные в инвентарной книге, подлежат вторичному учету с заполнением Инвентарных карточек на каждый  музейный предмет.

5.6. Фонды временного хранения, обменный, библиотечный, научно – вспомогательный (копии, макеты, диаграммы и т.п.) учитываются в отдельных книгах учета по каждому из них.

5.7 Не экспонируемые в данный момент музейные предметы и архивные материалы хранятся в специальных помещениях – фондохранилищах, имеющих ограниченный режим доступа или в экспозиционных помещениях, но в шкафах, обеспеченных запирающими устройствами.

5.8. Обеспечение сохранности экспонируемых материалов достигается применением специального выставочного оборудования, но с обязательным учетом интерактивности этого типа музеев.

5.9. Ответственность за сохранность всех фондов музея несет директор ГБОУ СОШ № 956.

5.10. Хранение в музеях взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

5.11. Хранение огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов, а также находок с мест боевых действий возможно лишь после получения на них актов экспертиз органов МВД, МЧС или Министерства обороны и осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и города Москвы.

5.12. В случае прекращения деятельности музея вопрос о передаче его фондов в другое государственное образовательное учреждение решается директором школы по согласованию с Управлением воспитания и дополнительного образования Департамента образования города Москвы. Без решения вопроса о передаче фондов, закрепленного соответствующим актом, прекращение деятельности музея не допускается.

 

6. Содержание работы

6.1. Работа музея планируется и осуществляется в соответствии с общими и конкретными образовательно – воспитательными задачами школы, в структуре которой функционирует музей. Ежегодное и перспективное планирование ведется по всем основным направлениям музейной деятельности – комплектованию, учету, хранению и описанию фондов музейных предметов, экспозиционно – выставочной работе, образовательно – воспитательной и культурно – просветительной работе.

6.2. Координацию организационно – методической деятельности музея осуществляет Совет музеев государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы.

6.3. Методическое обеспечение работы музея осуществляет Центр военно – патриотического и гражданского воспитания Департамента образования города Москвы и Московской центр физического, военно – патриотического и гражданского воспитания обучающихся.

6.4. В соответствии с планом работы руководитель музея формирует секции, отделы, рабочие группы по каждому направлению, которые осуществляют:

 -систематическое, постоянное комплектование, изучение и обработку фондов музея, осуществляя проектную, экспедиционную, поисковую и исследовательскую работу, организуя устойчивые связи с различными административными, общественными организациями, научными и культурно – просветительными учреждениями;

-создание и совершенствование стационарных экспозиций, организацию тематических выставок, как в самой школе, так и за ее пределами, в том числе в сотрудничестве с другими музеями;

-презентации музея в процессе участия в различных смотрах и конкурсах;

-образовательно – воспитательную и культурно – просветительную работу музейными средствами путем подготовки и проведения экскурсий, лекций и массовых мероприятий для обучающихся своего и других образовательных учреждений, родителей и ветеранской общественности, а также населения своего микрорайона, округа;

-освоение историко – культурной окружающей среды учениками школы путем организации походов, экспедиций, экскурсий по Москве, ближнему и дальнему Подмосковью, посещения музеев, театров, выставочных залов, памятных мест;

-популяризацию итогов всех направлений своей деятельности через средства массовой информации и Интернет;

-организацию систематического обучения основам теории и практики и музейного дела, обмена опытом с целью повышения эффективности функционирования музея в школе.

 

 

7. Руководство деятельностью музея

7.1. Ответственность за деятельность музея несет руководитель государственного образовательного учреждения, общее руководство – заместитель директора по воспитательной работе.

7.2. Непосредственное руководство практической работой Музея осуществляет его руководитель, назначенный приказом руководителя государственного образовательного учреждения.

7.3. Перспективное планирование и текущую работу организует Совет музея, избираемый из числа актива музея на общем собрании. Актив музея формируется из представителей ученической, педагогической, родительской и ветеранской общественности.

7.4. В целях оказания помощи музею может быть организован совет содействия или попечительский совет из представителей государственных музеев, музееведов и т.п.

7.5. Деятельность музея и эффективность его использования в образовательно – воспитательном процессе обсуждается на педагогическом совете государственного образовательного учреждения не реже одного раза в год.

 

8. Прекращение деятельности музея.

8.1. Вопрос о прекращении деятельности музея, а также о судьбе его музейных собраний решается руководителем государственного образовательного учреждения по согласованию с Управлением воспитания и дополнительного образования города Москвы.

8.2. Собрания музейных предметов, хранившихся и взятых на учет в музее, вместе со всей учетной и научной документацией актируются и опечатываются. Соответствующие протоколы вступают в силу только после их утверждения в Департаменте образования города Москвы.

8.3. Способ дальнейшего хранения и использования собраний музейных предметов определяется создаваемой для этого экспертной комиссией.

8.4. Копии документации о прекращении деятельности музея должны быть переданы в рабочую группу ГОУ Московская городская станция юных туристов, ответственную за ведение банка данных по музеям образовательных учреждений.

 

 

Концепция развития

музея Боевой Славы 569-го штурмового авиационного Осовецкого,  Краснознамённого,

 ордена Суворова III степени  полка      

            Военно  – исторический музей школы № 956, посвященный боевому пути 569-го штурмового авиационного  Осовецкого,  Краснознаменного  ордена Суворова 3-ей степени полка,  был открыт 5-го мая 1995 года в дни празднования пятидесятилетия Великой Победы советского народа над фашистской Германией. Музей школы ведет гражданско-патриотическую работу с молодежью на примере героизма русских авиаторов в годы  войны 1941-1945 гг. Полк в годы войны прошел от стен Москвы до Берлина и внес в историческую летопись войны множество замечательных подвигов.

           Важнейшей задачей в нашей стране в современных условия является воспитание патриотизма у подрастающего поколения.

           Для учащихся быть патриотом – это значит, прежде всего, быть достойным гражданином своей Родины. Хорошо учиться, быть готовым к выполнению своего конституционного долга. Для этого необходимо увлечь учащихся примерами отечественной истории.

           История России насыщена чередой войн и военных конфликтов, которые определили судьбу страны и решили вопрос: быть или не быть Российскому государству.

           Военно-историческое наследие – один из традиционных учебно-воспитательных компонентов отечественной педагогики. Преемственность  и  повторяемость  героических  подвигов  в  истории  нашего Отечества были, есть и будут неотъемлемой чертой нашей Родины. Для решения задач духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи направлены государственные и городские программы.

           Цель создания музея состояла  в  том,  что  молодое  поколение  должно знать своих героев.

            Исходя из этого, коллектив школы решил создать музей боевой славы, т. к. в музее учащиеся смогут наглядно увидеть примеры проявления мужества, героизма, патриотизма. Война стала историей, но время не властно над её уроками. Никто не забыт и ничто не забыто. Подрастающему поколению необходимо постоянно обращаться к истории военных лет, чтобы наглядно представлять причины возникновения войны и нравственно-политические, духовные истоки Великой Победы. В 1993 году школу посетил ветеран ВОВ подполковник в отставке, бывший комсорг штурмового авиационного полка Панфилов А. А. и предложил интересный материал для создания музея. Эту идею поддержали директор школы  Балакирева Е. Н. и военрук Неменок  Ю. П.. 

            Неменок Ю. П. часто организовывал походы и экскурсии по местам боевой славы Подмосковья, во время которых ученики находили военные трофеи. Так в экспозиции появились  цевье от русской трехлинейной винтовки и трехгранный штык от нее, каски, гильзы от снарядов и многое другое. Находки хранились в комнате боевой славы. На уроках памяти ученики рассказывали о своих родственниках, воевавших на полях войны. В музее имеется альбом таких воспоминаний, под названием “Они сражались за Родину”. На встречах с ветеранами ВОВ проводились интересные беседы. Так, на одном из таких уроков и родилась идея создания музея в нашей школе. Собралась инициативная группа из учеников и их родителей, преподавателей и ветеранов ВОВ, которые и создали музей своими силами. Главный замысел идеи  в период создания и дальнейшего развития музея заключается в диалоге поколений, сотворчестве учеников, родителей, учителей и ветеранов.

           Свою работу школьный музей проводит,  решая образовательные и воспитательные задачи.  Музей следует военно-патриотическому профилю - изучает традиции русской авиации на примере летной династии семьи Лизогуб.

              В основу концепции  развития школьного музея и проекта  “Диалог поколений,  живая связь времен», положены «Закон об образовании», ФГОС, Государственная программа  “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации  на 2011-2015 гг.».

            Обеспечивая единство развития, воспитания и обучения, музейная деятельность опирается на учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся , способствует развитию личности ребенка, является сферой дополнительного образования, раскрывает индивидуальные способности и творческий потенциал обучающихся.

            Образование в рамках детского музея общедоступно, вариативно. Деятельность школьного музея социально значима, сплачивает вокруг себя детей, представителей разных поколений и организаций.

             Для решения вышеуказанных задач ежегодно составляется план работы музея,  составление и реализация которого осуществляется по методическим рекомендациям МосгорСЮТур, ОУМЦ СВОУО, ДЮЦ «Северный», ЦВПГВ г. Москвы, путем обмена опытом на семинарах, введением новых форм проведения экскурсий ( интегрированные уроки ИЗО, викторины, тематические выставки и др.)

                  Для организации работы музея приказом директора школы назначен руководитель и создан Совет музея, в который входят учащиеся 4-10  классов, всего 12 человек. В начале учебного года ребята вместе с руководителем музея составляют план работы, в который входят всевозможные мероприятия, посвященные дням воинской славы. Занятия с ученическим составом Совета музея проводятся по программам: «Юный экскурсовод» - знакомство и изучение тем экспозиции музея, подготовка к проведению экскурсий; «Активисты школьного музея» - музееведение, изучение специфики музейного дела.

           Поисковая работа и пополнение фонда музея осуществляется во время экскурсий активистов и учащихся школы по местам боевой славы Подмосковья, в военные гарнизоны, в  музеи по профилю. Часто экспонаты поступают в музей от ветеранов ВОВ, учащихся школы, педагогов, гостей нашего музея. В феврале 2004 года Советом ветеранов 4-ой воздушной армии (в состав которой входил 569 ШАП) была предоставлена информация о  рождении 4-ой воздушной армии, её составе, боевом пути, героях – не только в годы ВОВ, но и на современном этапе. Актив музея изучает собранный материал на основе исторической литературы и других источников по соответствующей тематике, обеспечивает его учет и хранение.

         Основным документом учета является инвентарная книга. Одновременно с записью в книгу учета на каждый экспонат проставляется инвентарный номер, заводится инвентарная карточка, на оборотной стороне которой указывается легенда. В музее насчитывается более 500 экспонатов, большая часть из которых - подлинные. 

          Исходя из специфики  школьного музея, следует указать  условия хранения и распределения музейного фонда:

- Основной фонд включает в себя наиболее ценные музейные экспонаты – личные вещи, фотографии личного состава полка и другие документы. В состав этого фонда также включены образцы детского творчества, коллекции марок, значков, медалей, которые хранятся в экспозиционном зале в витринах под стеклом.

- Библиотечный фонд.

- Научно-вспомогательный фонд.

- Интерактивный фонд, который состоит из предметов, знакомство с которыми происходит в процессе действия, непосредственного манипулирования. Это предметы, к которым не только можно, но и нужно прикасаться, для того, чтобы лучше рассмотреть, изучить, понять принцип действия. Фонд включает в себя подлинные предметы, такие как ручка управления самолетом, приборная доска, каски и многое другое. Предметы этого фонда располагаются в экспозиционном зале.

          Ребята из актива музея проводят экскурсии, рассказывают  о подвигах героев полка. На экскурсии приходят разные группы: первоклассники, которые только знакомятся с  жизнью школы, учащиеся других школ, старшие группы детских дошкольных учреждений, ветераны ВОВ, представители организаций, жители микрорайона. Специально для этого напечатан путеводитель по музею.

 В экспозиции музея имеет следующие разделы:

- основная экспозиция посвящена лётчикам полка – Героям Советского Союза и боевому пути 569 ШАП, прошедшего в годы ВОВ от Москвы до Берлина.

-   продолжила тему музея экспозиция «Современная авиация».

- следующая экспозиция под названием “Коллекция” отразила в себе историю создания и дальнейшую работу музея.

экспозиция разнообразных предметов, подаренных музею ветеранами войны, семьями учащихся и гостями  нашего  музея.

 - «Творческие работы учащихся» наглядно демонстрируют один из принципов работы музея - «Музей для детей и руками детей». Макеты, рисунки, рефераты др. развивают творческие способности учащихся.

-  «Подарки музею» - представляет собой библиотечный фонд музея, В этом разделе демонстрируются ценные книги по истории войны и современной авиации с дарственными надписями ветеранов 569 ШАП и ветеранов ВОВ, ВВС, гостей музея.

-  раздел экспозиции «Вершина мужества» повествует о героизме советских солдат и офицеров, рассказывает о том, как  выполняют свой воинский и отечественный долг сыновья и внуки Героев Великой Отечественной войны. Составляют экспозицию исследовательские работы обучающихся.

 Межкультурное взаимодействие.  Школьный музей поддерживает связи с различными организациями, помогающими нам в пополнении фонда, а также в гражданско – патриотическом воспитании учащихся:

- Центральный музей авиации г. Монино;

-  Авиабаза г.Кубинка;

- Военно-исторический музей войск ПВО;

- Совет ветеранов ВОВ района Южное Медведково;

- Управа района Южное Медведково;

- пансионат № 14 для ветеранов ВОВ в Коньково;

-  Московская общественная организация ветеранов жителей блокадного Ленинграда;

- Московский Комитет ветеранов войны;

- районная библиотека им Соколова-Микитова;

- образовательные учреждения района – ГБОУ Д/С № 1282, № 2249, ГБОУ СОШ № 307, 957, 289, ГБОУ СОШ № 290 (Северное Медведково);

- ГБОУ ДШИ - краеведческий музей Д.М. Пожарского;

- Пионерская организация Кировского района.

Основные положения Концепции:

Музей работает над формированием  системы моральных ценностей у учащихся ( патриотизма, гражданской позиции, уважения к славе предков, готовности к защите Родины и др.)

Музей выполняет триединую задачу:

1. образовательную - уроки по истории ВОВ, интегрированные уроки  ИЗО; 

2. экскурсионную – по тематике музея и памятным датам воинской славы России;

3. внеклассную – классные часы, конкурсы, олимпиады, круглые столы, семинары, уроки - экскурсии по музеям города и  образовательных учреждений.

Таким образом, максимально эффективно решаются задачи  по систематизации и усвоению новых знаний, расширению кругозора, увеличению объёма знаний, пополнению фонда музея новыми подлинными музейными  предметами, изготовлению  на основе конкурсов макетов, муляжей, плакатов, проведению  интервью с ветеранами и запись их воспоминаний о  ВОВ.

         С учетом тематики и профиля музея совершенствуется фондовая работа музея; разработка, утверждение и ведение учетной документации:

- Книга поступлений основного фонда.

- Книга регистрации литературы, поступающей в музей от гостей музея и семей учащихся.

- Книга регистрации поступлений вспомогательного фонда.

- Акты передачи и приёмки музейных предметов.

 - Ведение картотеки музея.

- Шифрование экспонатов.

- Проведение занятий с музейным активом по ознакомлению с основами ведения учётной документации музея, изучение вновь поступающих музейных предметов.

- Совершенствование работы с аудиторией, организация игровых программ по тематике музея.

- Встречи с ветеранами ВОВ и их родственниками, экскурсии в профильные музеи, обмен опытом работы через конференции и семинары на базе музеев школ СВАО, координация планов работы музея с планами работы Совета ветеранов Управы « Южное Медведково» .

- Выступления лекционной группы музея на уроках Мужества, общешкольных мероприятиях по тематике музея.

-  Разработка музейных традиций: день рождения музея, посвящение в  активисты музейного движения, ежегодное награждение лучших  «Юных музейных работников» с выделением системы поощрения (благодарности, грамоты и др.).

-    Журнал учета экскурсий.

-    Книга отзывов.

Основные направления реализации Концепции.

  1. Положить в основу работы (планирование по годам, промежуточные результаты, итоги работы по встрече знаменательных дат) настоящую Концепцию и заложенные в ней цели и задачи работы музея.
  2. В целях повышения роли музея, внимания к нему государственных и общественных организаций, повышения роли музея в организации воспитательной работы в микрорайоне создать совет содействия музею. В составе Совета – представители ветеранов, учащихся, родителей.
  3.  Участие музея в смотрах-конкурсах музеев.
  4. Проведение занятий с музейным активом по документации музея, Законам о работе музея, систематическое изучение музейных предметов, научно-информационного материала, обучение хранению и учету фондов музея, создание системы информации о работе музея, проведение конкурсов на «Лучшего юного музейного работника» в различных номинациях. 
  5. Дальнейший сбор материалов по комплектованию  фондов музея, видео и аудиозаписей  рассказов ветеранов о ВОВ.
  6. Улучшение работы по участию в различных конкурсах по вопросам музейной педагогики, истории ВОВ, краеведению.
  7.  Обратить особое внимание на результативность работы музея на уровне СВАО и города Москвы.
  8. Внедрение информационно-коммуникативных технологий.
  9. Принцип «Музей для детей и руками детей»  не должен иметь завершения, поэтому вся работа музея направлена на вовлечение обучающихся школы в работу школьного музея путем поисковой и проектно-исследовательской деятельности, в результате которой будут создаваться новые экспозиции с использованием рекреационного пространства школы.

                                                                                                 10.01.2013 года

         Руководитель музея (педагог-организатор)                   Н.Г.Шишкова

 

 

 

 

Тематическая  структура

экспозиции музея Боевой Славы 569-го штурмового авиационного Осовецкого Краснознаменного ордена Суворова 3-ей степени полка.

 Экспозиционно - выставочное пространство музея расположено в одном зале площадью 56,6 кв.м на первом этаже здания школы.

Цель экспозиции:

Отразить славные страницы истории Великой Отечественной  войны на примере боевого пути 569-го штурмового авиационного полка в 1941-45гг., и развитие современной авиации на примере легендарных пилотажных групп «Стрижи» и «Русские витязи».

Способствовать воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся с использованием методов музейной педагогики.

В основу экспозиционного решения положен комплексно - тематический принцип и музейно - образный метод.

 

Экспозиция музея делится на 4  раздела:

                               1.     Первый раздел экспозиции –

«Боевой путь 569-го штурмового авиационного полка».

 

  В экспозиции площадью 2,5 х 6 м на шести клип – витринах, одном стенде, на пяти пристенных витринах представлены:

 

 Стенд - Схема боевого пути полка.

 

1.1. Клип – витрина Битва за Москву.

 В витрине представлены фотографии первого командира полка Заклепы К. П., комсорга полка Панфилова А. А., который стал инициатором открытия музея в нашей школе, а также групповые фотографии летчиков полка, участвовавших в боях под Москвой, карта обороны Москвы. Клип – витрина содержит рассказ о формировании полка, первом боевом крещении на Калининском фронте в боях за оборону Москвы, о вооружении полка, силе и мощи советского штурмовика ИЛ-2.

 

1.2. Клип - витрина - В боях за Ленинград.

 Клип – витрина  повествует  о героических подвигах полка в боях за  Ленинград. В витрине представлены фотографии командира полка Иванова Г.И., фотографии ведущих летчиков полка Морозова, Гришаева, Иванова, воздушных стрелков Конина и Дунаева; «Письмо о комсомольской доблести» - рассказ о воздушном стрелке Федоре Столярове, повторившем подвиг Маресьева.

 

1.3. Клип – витрина  - Освобождение Белоруссии.

 В витрине представлены фотографии лётчиков и технического персонала полка, участвовавших в боях за освобождение Белоруссии, карта наступательной операции Советских войск, воспоминания героя Советского Союза Гришаева И. И. « О боях за освобождении Белоруссии», фотография последнего командира полка   Лизогуба А. Я.

 

1.4. Клип – витрина  - Сражения за Польшу.

 Клип - витрина представляет фотографии и биографии лётчиков полка, участвовавших в боях за освобождение Польши: Чебоненко Н. Н., Изотова, Запсельского А.В.,   Рассказывает о героизме личного состава полка,  проявленном при взятии города - крепости Осовец  в Польше; о присвоении 569-му ШАП собственного наименования Осовецкий.

 

1.5. Клип - витрина - В логове врага.

 Рассказывает о подвигах совершенных на территории гитлеровской Германии и битвах за Берлин и содержит следующие фотографии: групповой снимок личного состава полка «569 ШАП перед операцией «Багратион»», «Летный состав полка в День Победы».

 

1.6. Клип - витрина – Подвиг вошедший в века

Представлены фотографии лётчиков полка, тех, кто дожил до Великой Победы. Копия Указа Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденом Суворова 3-ей степени  569-го штурмового авиационного полка.

 

1.7.              В экспозиции представлены портреты  11-ти  лётчиков полка - Героев Советского Союза.

 

1.8.              «Где же вы. друзья  - однополчане»

 

Портрет командира 569 -го штурмового авиационного полка А.Я. полковника А.Я. Лизогуба.

 

Коллаж

Рассказывает  о послевоенной судьбе героев полка, их жизни, переписке, встречах. Коллаж состоит из фотографий наград командира 569 ШАП А.Я. Лизогуба, чернового варианта (рукописи) книги Андрея Яковлевича о фронтовых подвигах однополчан.

 

Портрет командира 569 штурмового авиационного полка А.Я. Лизогуба

 

В  пристенных  витринах  представлены

Карты, газеты, книги, награды, письма, личные вещи лётчиков полка.

 2.     Второй раздел экспозиции –

Современная авиация.

 

Раздел:  стенд,  две клип – витрины,  пристенная витрина,  две напольные витрины, два подиума занимают площадь 2.5 х 6 кв.м. Художественным оформлением данного экспозиционного раздела являются фотожалюзи с изображением летящих в небе самолетов СУ-27.

 

 

2.1. Клип – витрина «Все, что было не со мной, помню»

      Рассказывает о Заслуженном военном летчике СССР полковнике Лизогубе В.А., сыне командира 569 ШАП. Клип – витрина содержит фотографии Владимира Андреевича, копию Указа о присвоении звания Заслуженного военного летчика; фотографии, письма из семейного архива

 

2.2. Стенд - «Русские витязи».

 На стенде представлены фотографии  летчиков и эмблема пилотажной группы «Русские витязи». Стенд повествует о истории создания группы.

 

2.3.  Клип – витрина  - «Стрижи».

 Рассказывает о легендарной пилотажной группе «Стрижи». На стенде представлены фотографии, сделанные учениками школы во время экскурсии на авиабазу в г. Кубинка, статья из газеты «Любить авиацию всегда было не просто».

 

В пристенной витрине демонстрируются  коллекция авиационных значков, вытяжной парашют «медуза», приборы из системы подачи кислорода.

 

На подиумах демонстрируются парадная и техническая форма летчика, высотный компенсирующий костюм и гермошлем Заслуженного лётчика В. А. Лизогуба, ракета РС2 – УС, фрагмент приборной доски с самолета

МИГ – 17, парашюты.

 

Вертикальная напольная витрина «повествует»  о сложности романтической профессии летчика; в ней размещены авиационные приборы, ручка управления самолетом МИГ 25, летная документация, макет истребителя  СУ – 27, радионавигационная и маршрутная карты.

 

Горизонтальная напольная витрина:

Лента с патронами к пушке для  самолётов МИГ - 17 и СУ – 15, прицел ночного видения, летные планшеты.

 

Цель экспозиционного раздела:

рассказать учащимся на примере  пилотажных групп о профессии военного лётчика, воспитать чувство гордости  за достижения русской авиации; раскрыть на примере летной династии семьи Лизогуба чувство уважения  к делу своих отцов.

 3.     Третий раздел экспозиции-

Коллекция

 

Раздел экспозиции рассказывает об  истории создания музея и дальнейшем его развитии.

 

3. 1. История создания музея

В вертикальной и пристенной витринах, подиуме, трех горизонтальных витринах, стеллаже представлены:

 

Подиум и пристенная витрина демонстрируют находки времен ВОВ, найденные в походах по Подмосковью учащимися школы под руководством военного руководителя Неменок Ю.П. (каски советских и немецких солдат, пулеметная лента, фрагменты трехлинейной винтовки Мосина, гильзы от патронов, военно - полевой телефон» Маяк»), копию знамени Победы.  Задний план подиума оформлен в виде фотожалюзи с изображением багряного заката.

Диорама с изображением боя, выполненная в черно-красных тонах, дополняет раздел экспозиции и является его художественным оформлением.

Размер диорамы 2 х 6м.

 

В вертикальной витрине хранятся парадные формы участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. создателя школьного музея подполковника Панфилова А.А. и  Блех  Н.С.

 

Горизонтальные витрины: подарки от ветеранов ВОВ р-на Юж. Медведково и 569 ШАП: газеты, юбилейные значки, карточки на хлеб, военное снаряжение, флаги и др.

 

3.2. Библиотека музея

В этом разделе демонстрируются ценные книги по военной истории и развитию авиации, переданные в дар музею от ветеранов ВОВ, гостей музея, учащихся школы, жителей микрорайона.

Библиотечный фонд музея размещен на стеллаже в экспозиционном зале.

 

3.3. Творческие работы учащихся

Макеты самолетов, боевых действий , исследовательские проекты обучающихся школы на темы: «Ветеран в моей семье», «Живое слово о войне», «Они сражались за Родину». 

 

Цели и задачи раздела: пополнение фонда музея с целью создания новых разделов экспозиции и тематических выставок, проектно - исследовательская деятельность обучающихся, связь с общественностью.

 4.     Четвертый раздел экспозиции –

Вершина мужества

 

Раздел экспозиции «Вершина мужества» повествует о героизме советских солдат и офицеров, рассказывает о том, как  выполняют свой воинский и гражданский  долг сыновья и внуки Героев Великой Отечественной войны.

 

На стенде – книжке и пристендовом пространстве помещены портреты, биографии, автографы Героев Российской Федерации, исследовательские работы обучающихся школы о Героях России.

 

Цель экспозиционного раздела показать, что  защита Родины всегда была и во веки веков будет священным долгом настоящего гражданина и патриота,  труд во благо Отечества, высокие достижения в сфере науки и техники являются также проявлением патриотизма и героизма.

 5. Тематические экспозиции с использованием рекреационного пространства школы:

 

5.1.          «Великая победа великого народа»

Экспозиционный раздел размещен на первом этаже школы и посвящен Победе Красной Армии под Москвой в войне 1941 -1945 гг.

На  тридцати клип - постерах представлен комплекс оборонительных и наступательных операций, проведенных советскими войсками с целью обороны столицы и разгрома немецко  – фашистских захватчиков.

 

5.2.         «Маршалы Победы»

Портреты с краткой автобиографией маршалов СССР.

Раздел размещен на первом этаже.

 

5.3.         «Аллея российской славы»

Экспозиционный раздел Посвящен  200 –летию победы России в Отечественной войне 1812 года.

Раздел состоит из пятнадцать портретов Героев Отечественной войны 1812 г.  и плакатов, отражающих основные  события; размещен на втором этаже.

 

5.4.         «Русский Космос»

Тематический раздел посвящен первому полету человека в Космос и размещен на третьем этаже.

 

Тематические экспозиции 5.1., 5.2., 5.3., 5.4. являются продолжением экспозиционного раздела «Вершина мужества».

 

5.5     «Учителями славится Россия»

       Год создания данной экспозиции 2010 – год учителя.

      Экспозиция олицетворяет благородный и ответственный труд      учителя – воспитание подрастающего поколения – будущего нашей страны.

      Портреты учителей школы, грамоты, благодарности, дипломы,

витрина с кубками составляют данный тематический раздел.

 

5.6.         «Растим гражданина, воспитываем патриота».

Фотографии демонстрируют деятельность музея школы.

 

5.7.         «Отчизны верные сыны»

Тематический стенд размещен на первом этаже и рассказывает о выпускниках школы, служащих в рядах вооруженных сил РФ,  связавших свою судьбу с профессией военного, сотрудника МЧС, МВД.

 

 

 

 

 

 

 

Бесплатный хостинг uCoz