Положениео музее Боевой Славы 569-го штурмового авиационного Осовецкого Краснознаменного ордена Суворова 3-ей степени полка
1. Общие положения 1.1. Музей Боевой Славы 569-го Штурмового авиационного полка – структурное подразделение ГБОУ СОШ № 956, созданное для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций. 1.2. Музей осуществляет свою работу в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Законом Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и настоящим Положением. 1.3. Музей организуется в целях: - гражданско – патриотического воспитания обучающихся; -расширения образовательного пространства, совершенствования обучения средствами дополнительного образования; -формирования исторического сознания обучающихся и расширения их кругозора; -развития познавательных интересов и способностей детей и молодежи; -развития социальной активности и творческой инициативы обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и презентации предметов источников по истории Великой Отечественной Войны и общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность; -овладения практическими навыками поисковой, проектной и исследовательской деятельности; -активного освоения обучающимися истории своей Родины -развития детского и молодежного самоуправления.
2. Основные понятия 2.1. Профиль музея – военно-исторический. 2.2. Комплектование музейных фондов – базовое направление музейной деятельности. Включает в себя комплекс мероприятий по разработке и реализации программ по выявлению и сбору предметов музейного значения, учету и научному описанию музейных предметов. 2.3. Предмет музейного значения – движимый памятник истории, находящийся в среде своего бытования. 2.4. Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры, поступивший в музей, оформленный соответствующим Актом поступления и записанный в Книгу поступлений (инвентарную книгу). 2.5. Экспонат – музейный предмет, выставленный на обозрение в экспозиции, выставке музея. 2.6. Экспозиция – выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты). 2.7. Выставка – экспозиция, имеющая, как правило, временный характер или периодически меняющийся состав экспонатов. 2.8. Книга поступлений (Инвентарная книга) – основной документ учета музейных предметов.
3. Организация музея 3.1. Организация музея происходит по инициативе педагогов и обучающихся с привлечением родителей, ветеранов, общественности и является результатом краеведческой, туристской и проектно – исследовательской деятельности, а также отражает реальные потребности образовательно – воспитательного процесса. 3.2. Музей создается приказом директора школы. Деятельность музея регламентируется внутренним Положением. 3.3. Обязательными условиями для открытия музея являются: -наличие музейного актива, состоящего из обучающихся, педагогов, родителей, выпускников, ветеранов; -наличие фонда музейных предметов, собранных и зарегистрированных в Инвентарной книге (книге поступлений); -наличие помещения и оборудования для хранения фондов, создания выставок и экспозиций.
4. Функции и основные направления деятельности 4.1. Основными функциями музея являются: -создание условий для социализации обучающихся путем совершенствования воспитательной, образовательной и культурно – просветительской деятельности школы музейными средствами и методами; -организация исследовательской деятельности обучающихся, ориентированная на формирование научных, творческих инициатив и реализующаяся в ходе проектной, поисковой и аналитической работы; -осуществление массово – организационной, культурно – просветительской, методической, информационной, издательской деятельности; -документирование процессов и явлений, соответствующих основной теме музея в их историческом развитии, через комплектование фондов музейных предметов, их учетную и научную обработку; -постоянное развитие экспозиционно – выставочной работы; -освоение обучающимися культурно – исторического пространства Москвы и Подмосковья. 4.2. Основными направлениями деятельности музея являются: -комплектование, учет, хранение и описание фондов музейных предметов; -экспозиционно – выставочная работа; -образовательно – воспитательная и культурно – просветительная работа.
5. Учет и обеспечение сохранности фондов 5.1. Все собранные музейные предметы, коллекции, материалы составляют основной, научно – вспомогательный, обменный, библиотечный фонды музея и фонд временного хранения. 5.2. Все поступающие в музей предметы музейного значения подлежат актированию вне зависимости от способа получения (дар, покупка, находка, обмен и т.п.), постоянной или временной формы хранения. 5.3. Выдача музейных предметов из фондов музея (возврат, обмен, передача на время, а также списание в связи с утратой музейных свойств) также производятся путем актирования. 5.4. Все предметы, отнесенные к Основному фонду, подлежат обязательной записи в Книге поступлений (Инвентарной книге). Книга поступлений (Инвентарная книга) музейных предметов хранится постоянно в образовательном учреждении. 5.5. Все предметы, основного фонда, зарегистрированные в инвентарной книге, подлежат вторичному учету с заполнением Инвентарных карточек на каждый музейный предмет. 5.6. Фонды временного хранения, обменный, библиотечный, научно – вспомогательный (копии, макеты, диаграммы и т.п.) учитываются в отдельных книгах учета по каждому из них. 5.7 Не экспонируемые в данный момент музейные предметы и архивные материалы хранятся в специальных помещениях – фондохранилищах, имеющих ограниченный режим доступа или в экспозиционных помещениях, но в шкафах, обеспеченных запирающими устройствами. 5.8. Обеспечение сохранности экспонируемых материалов достигается применением специального выставочного оборудования, но с обязательным учетом интерактивности этого типа музеев. 5.9. Ответственность за сохранность всех фондов музея несет директор ГБОУ СОШ № 956. 5.10. Хранение в музеях взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается. 5.11. Хранение огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов, а также находок с мест боевых действий возможно лишь после получения на них актов экспертиз органов МВД, МЧС или Министерства обороны и осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и города Москвы. 5.12. В случае прекращения деятельности музея вопрос о передаче его фондов в другое государственное образовательное учреждение решается директором школы по согласованию с Управлением воспитания и дополнительного образования Департамента образования города Москвы. Без решения вопроса о передаче фондов, закрепленного соответствующим актом, прекращение деятельности музея не допускается.
6. Содержание работы 6.1. Работа музея планируется и осуществляется в соответствии с общими и конкретными образовательно – воспитательными задачами школы, в структуре которой функционирует музей. Ежегодное и перспективное планирование ведется по всем основным направлениям музейной деятельности – комплектованию, учету, хранению и описанию фондов музейных предметов, экспозиционно – выставочной работе, образовательно – воспитательной и культурно – просветительной работе. 6.2. Координацию организационно – методической деятельности музея осуществляет Совет музеев государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы. 6.3. Методическое обеспечение работы музея осуществляет Центр военно – патриотического и гражданского воспитания Департамента образования города Москвы и Московской центр физического, военно – патриотического и гражданского воспитания обучающихся. 6.4. В соответствии с планом работы руководитель музея формирует секции, отделы, рабочие группы по каждому направлению, которые осуществляют: -систематическое, постоянное комплектование, изучение и обработку фондов музея, осуществляя проектную, экспедиционную, поисковую и исследовательскую работу, организуя устойчивые связи с различными административными, общественными организациями, научными и культурно – просветительными учреждениями; -создание и совершенствование стационарных экспозиций, организацию тематических выставок, как в самой школе, так и за ее пределами, в том числе в сотрудничестве с другими музеями; -презентации музея в процессе участия в различных смотрах и конкурсах; -образовательно – воспитательную и культурно – просветительную работу музейными средствами путем подготовки и проведения экскурсий, лекций и массовых мероприятий для обучающихся своего и других образовательных учреждений, родителей и ветеранской общественности, а также населения своего микрорайона, округа; -освоение историко – культурной окружающей среды учениками школы путем организации походов, экспедиций, экскурсий по Москве, ближнему и дальнему Подмосковью, посещения музеев, театров, выставочных залов, памятных мест; -популяризацию итогов всех направлений своей деятельности через средства массовой информации и Интернет; -организацию систематического обучения основам теории и практики и музейного дела, обмена опытом с целью повышения эффективности функционирования музея в школе.
7. Руководство деятельностью музея 7.1. Ответственность за деятельность музея несет руководитель государственного образовательного учреждения, общее руководство – заместитель директора по воспитательной работе. 7.2. Непосредственное руководство практической работой Музея осуществляет его руководитель, назначенный приказом руководителя государственного образовательного учреждения. 7.3. Перспективное планирование и текущую работу организует Совет музея, избираемый из числа актива музея на общем собрании. Актив музея формируется из представителей ученической, педагогической, родительской и ветеранской общественности. 7.4. В целях оказания помощи музею может быть организован совет содействия или попечительский совет из представителей государственных музеев, музееведов и т.п. 7.5. Деятельность музея и эффективность его использования в образовательно – воспитательном процессе обсуждается на педагогическом совете государственного образовательного учреждения не реже одного раза в год.
8. Прекращение деятельности музея. 8.1. Вопрос о прекращении деятельности музея, а также о судьбе его музейных собраний решается руководителем государственного образовательного учреждения по согласованию с Управлением воспитания и дополнительного образования города Москвы. 8.2. Собрания музейных предметов, хранившихся и взятых на учет в музее, вместе со всей учетной и научной документацией актируются и опечатываются. Соответствующие протоколы вступают в силу только после их утверждения в Департаменте образования города Москвы. 8.3. Способ дальнейшего хранения и использования собраний музейных предметов определяется создаваемой для этого экспертной комиссией. 8.4. Копии документации о прекращении деятельности музея должны быть переданы в рабочую группу ГОУ Московская городская станция юных туристов, ответственную за ведение банка данных по музеям образовательных учреждений.
Концепция развитиямузея Боевой Славы 569-го штурмового авиационного Осовецкого, Краснознамённого, ордена Суворова III степени полка Военно – исторический музей школы № 956, посвященный боевому пути 569-го штурмового авиационного Осовецкого, Краснознаменного ордена Суворова 3-ей степени полка, был открыт 5-го мая 1995 года в дни празднования пятидесятилетия Великой Победы советского народа над фашистской Германией. Музей школы ведет гражданско-патриотическую работу с молодежью на примере героизма русских авиаторов в годы войны 1941-1945 гг. Полк в годы войны прошел от стен Москвы до Берлина и внес в историческую летопись войны множество замечательных подвигов. Важнейшей задачей в нашей стране в современных условия является воспитание патриотизма у подрастающего поколения. Для учащихся быть патриотом – это значит, прежде всего, быть достойным гражданином своей Родины. Хорошо учиться, быть готовым к выполнению своего конституционного долга. Для этого необходимо увлечь учащихся примерами отечественной истории. История России насыщена чередой войн и военных конфликтов, которые определили судьбу страны и решили вопрос: быть или не быть Российскому государству. Военно-историческое наследие – один из традиционных учебно-воспитательных компонентов отечественной педагогики. Преемственность и повторяемость героических подвигов в истории нашего Отечества были, есть и будут неотъемлемой чертой нашей Родины. Для решения задач духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи направлены государственные и городские программы. Цель создания музея состояла в том, что молодое поколение должно знать своих героев. Исходя из этого, коллектив школы решил создать музей боевой славы, т. к. в музее учащиеся смогут наглядно увидеть примеры проявления мужества, героизма, патриотизма. Война стала историей, но время не властно над её уроками. Никто не забыт и ничто не забыто. Подрастающему поколению необходимо постоянно обращаться к истории военных лет, чтобы наглядно представлять причины возникновения войны и нравственно-политические, духовные истоки Великой Победы. В 1993 году школу посетил ветеран ВОВ подполковник в отставке, бывший комсорг штурмового авиационного полка Панфилов А. А. и предложил интересный материал для создания музея. Эту идею поддержали директор школы Балакирева Е. Н. и военрук Неменок Ю. П.. Неменок Ю. П. часто организовывал походы и экскурсии по местам боевой славы Подмосковья, во время которых ученики находили военные трофеи. Так в экспозиции появились цевье от русской трехлинейной винтовки и трехгранный штык от нее, каски, гильзы от снарядов и многое другое. Находки хранились в комнате боевой славы. На уроках памяти ученики рассказывали о своих родственниках, воевавших на полях войны. В музее имеется альбом таких воспоминаний, под названием “Они сражались за Родину”. На встречах с ветеранами ВОВ проводились интересные беседы. Так, на одном из таких уроков и родилась идея создания музея в нашей школе. Собралась инициативная группа из учеников и их родителей, преподавателей и ветеранов ВОВ, которые и создали музей своими силами. Главный замысел идеи в период создания и дальнейшего развития музея заключается в диалоге поколений, сотворчестве учеников, родителей, учителей и ветеранов. Свою работу школьный музей проводит, решая образовательные и воспитательные задачи. Музей следует военно-патриотическому профилю - изучает традиции русской авиации на примере летной династии семьи Лизогуб. В основу концепции развития школьного музея и проекта “Диалог поколений, живая связь времен», положены «Закон об образовании», ФГОС, Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.». Обеспечивая единство развития, воспитания и обучения, музейная деятельность опирается на учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся , способствует развитию личности ребенка, является сферой дополнительного образования, раскрывает индивидуальные способности и творческий потенциал обучающихся. Образование в рамках детского музея общедоступно, вариативно. Деятельность школьного музея социально значима, сплачивает вокруг себя детей, представителей разных поколений и организаций. Для решения вышеуказанных задач ежегодно составляется план работы музея, составление и реализация которого осуществляется по методическим рекомендациям МосгорСЮТур, ОУМЦ СВОУО, ДЮЦ «Северный», ЦВПГВ г. Москвы, путем обмена опытом на семинарах, введением новых форм проведения экскурсий ( интегрированные уроки ИЗО, викторины, тематические выставки и др.) Для организации работы музея приказом директора школы назначен руководитель и создан Совет музея, в который входят учащиеся 4-10 классов, всего 12 человек. В начале учебного года ребята вместе с руководителем музея составляют план работы, в который входят всевозможные мероприятия, посвященные дням воинской славы. Занятия с ученическим составом Совета музея проводятся по программам: «Юный экскурсовод» - знакомство и изучение тем экспозиции музея, подготовка к проведению экскурсий; «Активисты школьного музея» - музееведение, изучение специфики музейного дела. Поисковая работа и пополнение фонда музея осуществляется во время экскурсий активистов и учащихся школы по местам боевой славы Подмосковья, в военные гарнизоны, в музеи по профилю. Часто экспонаты поступают в музей от ветеранов ВОВ, учащихся школы, педагогов, гостей нашего музея. В феврале 2004 года Советом ветеранов 4-ой воздушной армии (в состав которой входил 569 ШАП) была предоставлена информация о рождении 4-ой воздушной армии, её составе, боевом пути, героях – не только в годы ВОВ, но и на современном этапе. Актив музея изучает собранный материал на основе исторической литературы и других источников по соответствующей тематике, обеспечивает его учет и хранение. Основным документом учета является инвентарная книга. Одновременно с записью в книгу учета на каждый экспонат проставляется инвентарный номер, заводится инвентарная карточка, на оборотной стороне которой указывается легенда. В музее насчитывается более 500 экспонатов, большая часть из которых - подлинные. Исходя из специфики школьного музея, следует указать условия хранения и распределения музейного фонда: - Основной фонд включает в себя наиболее ценные музейные экспонаты – личные вещи, фотографии личного состава полка и другие документы. В состав этого фонда также включены образцы детского творчества, коллекции марок, значков, медалей, которые хранятся в экспозиционном зале в витринах под стеклом. - Библиотечный фонд. - Научно-вспомогательный фонд. - Интерактивный фонд, который состоит из предметов, знакомство с которыми происходит в процессе действия, непосредственного манипулирования. Это предметы, к которым не только можно, но и нужно прикасаться, для того, чтобы лучше рассмотреть, изучить, понять принцип действия. Фонд включает в себя подлинные предметы, такие как ручка управления самолетом, приборная доска, каски и многое другое. Предметы этого фонда располагаются в экспозиционном зале. Ребята из актива музея проводят экскурсии, рассказывают о подвигах героев полка. На экскурсии приходят разные группы: первоклассники, которые только знакомятся с жизнью школы, учащиеся других школ, старшие группы детских дошкольных учреждений, ветераны ВОВ, представители организаций, жители микрорайона. Специально для этого напечатан путеводитель по музею. В экспозиции музея имеет следующие разделы: - основная экспозиция посвящена лётчикам полка – Героям Советского Союза и боевому пути 569 ШАП, прошедшего в годы ВОВ от Москвы до Берлина. - продолжила тему музея экспозиция «Современная авиация». - следующая экспозиция под названием “Коллекция” отразила в себе историю создания и дальнейшую работу музея. экспозиция разнообразных предметов, подаренных музею ветеранами войны, семьями учащихся и гостями нашего музея. - «Творческие работы учащихся» наглядно демонстрируют один из принципов работы музея - «Музей для детей и руками детей». Макеты, рисунки, рефераты др. развивают творческие способности учащихся. - «Подарки музею» - представляет собой библиотечный фонд музея, В этом разделе демонстрируются ценные книги по истории войны и современной авиации с дарственными надписями ветеранов 569 ШАП и ветеранов ВОВ, ВВС, гостей музея. - раздел экспозиции «Вершина мужества» повествует о героизме советских солдат и офицеров, рассказывает о том, как выполняют свой воинский и отечественный долг сыновья и внуки Героев Великой Отечественной войны. Составляют экспозицию исследовательские работы обучающихся. Межкультурное взаимодействие. Школьный музей поддерживает связи с различными организациями, помогающими нам в пополнении фонда, а также в гражданско – патриотическом воспитании учащихся: - Центральный музей авиации г. Монино; - Авиабаза г.Кубинка; - Военно-исторический музей войск ПВО; - Совет ветеранов ВОВ района Южное Медведково; - Управа района Южное Медведково; - пансионат № 14 для ветеранов ВОВ в Коньково; - Московская общественная организация ветеранов жителей блокадного Ленинграда; - Московский Комитет ветеранов войны; - районная библиотека им Соколова-Микитова; - образовательные учреждения района – ГБОУ Д/С № 1282, № 2249, ГБОУ СОШ № 307, 957, 289, ГБОУ СОШ № 290 (Северное Медведково); - ГБОУ ДШИ - краеведческий музей Д.М. Пожарского; - Пионерская организация Кировского района. Основные положения Концепции: Музей работает над формированием системы моральных ценностей у учащихся ( патриотизма, гражданской позиции, уважения к славе предков, готовности к защите Родины и др.) Музей выполняет триединую задачу: 1. образовательную - уроки по истории ВОВ, интегрированные уроки ИЗО; 2. экскурсионную – по тематике музея и памятным датам воинской славы России; 3. внеклассную – классные часы, конкурсы, олимпиады, круглые столы, семинары, уроки - экскурсии по музеям города и образовательных учреждений. Таким образом, максимально эффективно решаются задачи по систематизации и усвоению новых знаний, расширению кругозора, увеличению объёма знаний, пополнению фонда музея новыми подлинными музейными предметами, изготовлению на основе конкурсов макетов, муляжей, плакатов, проведению интервью с ветеранами и запись их воспоминаний о ВОВ. С учетом тематики и профиля музея совершенствуется фондовая работа музея; разработка, утверждение и ведение учетной документации: - Книга поступлений основного фонда. - Книга регистрации литературы, поступающей в музей от гостей музея и семей учащихся. - Книга регистрации поступлений вспомогательного фонда. - Акты передачи и приёмки музейных предметов. - Ведение картотеки музея. - Шифрование экспонатов. - Проведение занятий с музейным активом по ознакомлению с основами ведения учётной документации музея, изучение вновь поступающих музейных предметов. - Совершенствование работы с аудиторией, организация игровых программ по тематике музея. - Встречи с ветеранами ВОВ и их родственниками, экскурсии в профильные музеи, обмен опытом работы через конференции и семинары на базе музеев школ СВАО, координация планов работы музея с планами работы Совета ветеранов Управы « Южное Медведково» . - Выступления лекционной группы музея на уроках Мужества, общешкольных мероприятиях по тематике музея. - Разработка музейных традиций: день рождения музея, посвящение в активисты музейного движения, ежегодное награждение лучших «Юных музейных работников» с выделением системы поощрения (благодарности, грамоты и др.). - Журнал учета экскурсий. - Книга отзывов. Основные направления реализации Концепции.
10.01.2013 года Руководитель музея (педагог-организатор) Н.Г.Шишкова
Тематическая структураэкспозиции музея Боевой Славы 569-го штурмового авиационного Осовецкого Краснознаменного ордена Суворова 3-ей степени полка. Экспозиционно - выставочное пространство музея расположено в одном зале площадью 56,6 кв.м на первом этаже здания школы. Цель экспозиции: Отразить славные страницы истории Великой Отечественной войны на примере боевого пути 569-го штурмового авиационного полка в 1941-45гг., и развитие современной авиации на примере легендарных пилотажных групп «Стрижи» и «Русские витязи». Способствовать воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся с использованием методов музейной педагогики. В основу экспозиционного решения положен комплексно - тематический принцип и музейно - образный метод.
Экспозиция музея делится на 4 раздела: 1. Первый раздел экспозиции – «Боевой путь 569-го штурмового авиационного полка».
В экспозиции площадью 2,5 х 6 м на шести клип – витринах, одном стенде, на пяти пристенных витринах представлены:
Стенд - Схема боевого пути полка.
1.1. Клип – витрина Битва за Москву. В витрине представлены фотографии первого командира полка Заклепы К. П., комсорга полка Панфилова А. А., который стал инициатором открытия музея в нашей школе, а также групповые фотографии летчиков полка, участвовавших в боях под Москвой, карта обороны Москвы. Клип – витрина содержит рассказ о формировании полка, первом боевом крещении на Калининском фронте в боях за оборону Москвы, о вооружении полка, силе и мощи советского штурмовика ИЛ-2.
1.2. Клип - витрина - В боях за Ленинград. Клип – витрина повествует о героических подвигах полка в боях за Ленинград. В витрине представлены фотографии командира полка Иванова Г.И., фотографии ведущих летчиков полка Морозова, Гришаева, Иванова, воздушных стрелков Конина и Дунаева; «Письмо о комсомольской доблести» - рассказ о воздушном стрелке Федоре Столярове, повторившем подвиг Маресьева.
1.3. Клип – витрина - Освобождение Белоруссии. В витрине представлены фотографии лётчиков и технического персонала полка, участвовавших в боях за освобождение Белоруссии, карта наступательной операции Советских войск, воспоминания героя Советского Союза Гришаева И. И. « О боях за освобождении Белоруссии», фотография последнего командира полка Лизогуба А. Я.
1.4. Клип – витрина - Сражения за Польшу. Клип - витрина представляет фотографии и биографии лётчиков полка, участвовавших в боях за освобождение Польши: Чебоненко Н. Н., Изотова, Запсельского А.В., Рассказывает о героизме личного состава полка, проявленном при взятии города - крепости Осовец в Польше; о присвоении 569-му ШАП собственного наименования Осовецкий.
1.5. Клип - витрина - В логове врага. Рассказывает о подвигах совершенных на территории гитлеровской Германии и битвах за Берлин и содержит следующие фотографии: групповой снимок личного состава полка «569 ШАП перед операцией «Багратион»», «Летный состав полка в День Победы».
1.6. Клип - витрина – Подвиг вошедший в века Представлены фотографии лётчиков полка, тех, кто дожил до Великой Победы. Копия Указа Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденом Суворова 3-ей степени 569-го штурмового авиационного полка.
1.7. В экспозиции представлены портреты 11-ти лётчиков полка - Героев Советского Союза.
1.8. «Где же вы. друзья - однополчане»
Портрет командира 569 -го штурмового авиационного полка А.Я. полковника А.Я. Лизогуба.
Коллаж Рассказывает о послевоенной судьбе героев полка, их жизни, переписке, встречах. Коллаж состоит из фотографий наград командира 569 ШАП А.Я. Лизогуба, чернового варианта (рукописи) книги Андрея Яковлевича о фронтовых подвигах однополчан.
Портрет командира 569 штурмового авиационного полка А.Я. Лизогуба
В пристенных витринах представлены Карты, газеты, книги, награды, письма, личные вещи лётчиков полка. 2. Второй раздел экспозиции – Современная авиация.
Раздел: стенд, две клип – витрины, пристенная витрина, две напольные витрины, два подиума занимают площадь 2.5 х 6 кв.м. Художественным оформлением данного экспозиционного раздела являются фотожалюзи с изображением летящих в небе самолетов СУ-27.
2.1. Клип – витрина «Все, что было не со мной, помню» Рассказывает о Заслуженном военном летчике СССР полковнике Лизогубе В.А., сыне командира 569 ШАП. Клип – витрина содержит фотографии Владимира Андреевича, копию Указа о присвоении звания Заслуженного военного летчика; фотографии, письма из семейного архива
2.2. Стенд - «Русские витязи». На стенде представлены фотографии летчиков и эмблема пилотажной группы «Русские витязи». Стенд повествует о истории создания группы.
2.3. Клип – витрина - «Стрижи». Рассказывает о легендарной пилотажной группе «Стрижи». На стенде представлены фотографии, сделанные учениками школы во время экскурсии на авиабазу в г. Кубинка, статья из газеты «Любить авиацию всегда было не просто».
В пристенной витрине демонстрируются коллекция авиационных значков, вытяжной парашют «медуза», приборы из системы подачи кислорода.
На подиумах демонстрируются парадная и техническая форма летчика, высотный компенсирующий костюм и гермошлем Заслуженного лётчика В. А. Лизогуба, ракета РС2 – УС, фрагмент приборной доски с самолета МИГ – 17, парашюты.
Вертикальная напольная витрина «повествует» о сложности романтической профессии летчика; в ней размещены авиационные приборы, ручка управления самолетом МИГ 25, летная документация, макет истребителя СУ – 27, радионавигационная и маршрутная карты.
Горизонтальная напольная витрина: Лента с патронами к пушке для самолётов МИГ - 17 и СУ – 15, прицел ночного видения, летные планшеты.
Цель экспозиционного раздела: рассказать учащимся на примере пилотажных групп о профессии военного лётчика, воспитать чувство гордости за достижения русской авиации; раскрыть на примере летной династии семьи Лизогуба чувство уважения к делу своих отцов. 3. Третий раздел экспозиции- Коллекция
Раздел экспозиции рассказывает об истории создания музея и дальнейшем его развитии.
3. 1. История создания музея В вертикальной и пристенной витринах, подиуме, трех горизонтальных витринах, стеллаже представлены:
Подиум и пристенная витрина демонстрируют находки времен ВОВ, найденные в походах по Подмосковью учащимися школы под руководством военного руководителя Неменок Ю.П. (каски советских и немецких солдат, пулеметная лента, фрагменты трехлинейной винтовки Мосина, гильзы от патронов, военно - полевой телефон» Маяк»), копию знамени Победы. Задний план подиума оформлен в виде фотожалюзи с изображением багряного заката. Диорама с изображением боя, выполненная в черно-красных тонах, дополняет раздел экспозиции и является его художественным оформлением. Размер диорамы 2 х 6м.
В вертикальной витрине хранятся парадные формы участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. создателя школьного музея подполковника Панфилова А.А. и Блех Н.С.
Горизонтальные витрины: подарки от ветеранов ВОВ р-на Юж. Медведково и 569 ШАП: газеты, юбилейные значки, карточки на хлеб, военное снаряжение, флаги и др.
3.2. Библиотека музея В этом разделе демонстрируются ценные книги по военной истории и развитию авиации, переданные в дар музею от ветеранов ВОВ, гостей музея, учащихся школы, жителей микрорайона. Библиотечный фонд музея размещен на стеллаже в экспозиционном зале.
3.3. Творческие работы учащихся Макеты самолетов, боевых действий , исследовательские проекты обучающихся школы на темы: «Ветеран в моей семье», «Живое слово о войне», «Они сражались за Родину».
Цели и задачи раздела: пополнение фонда музея с целью создания новых разделов экспозиции и тематических выставок, проектно - исследовательская деятельность обучающихся, связь с общественностью. 4. Четвертый раздел экспозиции – Вершина мужества
Раздел экспозиции «Вершина мужества» повествует о героизме советских солдат и офицеров, рассказывает о том, как выполняют свой воинский и гражданский долг сыновья и внуки Героев Великой Отечественной войны.
На стенде – книжке и пристендовом пространстве помещены портреты, биографии, автографы Героев Российской Федерации, исследовательские работы обучающихся школы о Героях России.
Цель экспозиционного раздела показать, что защита Родины всегда была и во веки веков будет священным долгом настоящего гражданина и патриота, труд во благо Отечества, высокие достижения в сфере науки и техники являются также проявлением патриотизма и героизма. 5. Тематические экспозиции с использованием рекреационного пространства школы:
5.1. «Великая победа великого народа» Экспозиционный раздел размещен на первом этаже школы и посвящен Победе Красной Армии под Москвой в войне 1941 -1945 гг. На тридцати клип - постерах представлен комплекс оборонительных и наступательных операций, проведенных советскими войсками с целью обороны столицы и разгрома немецко – фашистских захватчиков.
5.2. «Маршалы Победы» Портреты с краткой автобиографией маршалов СССР. Раздел размещен на первом этаже.
5.3. «Аллея российской славы» Экспозиционный раздел Посвящен 200 –летию победы России в Отечественной войне 1812 года. Раздел состоит из пятнадцать портретов Героев Отечественной войны 1812 г. и плакатов, отражающих основные события; размещен на втором этаже.
5.4. «Русский Космос» Тематический раздел посвящен первому полету человека в Космос и размещен на третьем этаже.
Тематические экспозиции 5.1., 5.2., 5.3., 5.4. являются продолжением экспозиционного раздела «Вершина мужества».
5.5 «Учителями славится Россия» Год создания данной экспозиции 2010 – год учителя. Экспозиция олицетворяет благородный и ответственный труд учителя – воспитание подрастающего поколения – будущего нашей страны. Портреты учителей школы, грамоты, благодарности, дипломы, витрина с кубками составляют данный тематический раздел.
5.6. «Растим гражданина, воспитываем патриота». Фотографии демонстрируют деятельность музея школы.
5.7. «Отчизны верные сыны» Тематический стенд размещен на первом этаже и рассказывает о выпускниках школы, служащих в рядах вооруженных сил РФ, связавших свою судьбу с профессией военного, сотрудника МЧС, МВД.
|
|