России требуются идейно убежденные, духовно стойкие, физически развитые, смелые, решительные, выносливые и организованные люди, т.е. люди – патриоты своей Родины. Исходя из этого убеждения коллектив школы решил создать музей боевой славы, ведь где как не в музее можно найти примеры мужества,  героизма, патриотизма. Война стала историей,  но неподвластны  времени ее уроки.  Они не подлежат забвению. Молодежи необходимо вновь и вновь возвращаться к тем годам, чтобы четко представлять причины возникновения войны, нравственно-поли-тические истоки нашей победы.

    Работу созданию музея строили на показе своего богатого жизненного опыта ветераны ВОВ, ведь нет более благородного и почетного дела для ветеранов,  чем стать страстными пропагандистами  подвига нашего  многонационального народа, словом и  личным  примером  увлекать  за  собой  молодежь на ратные и трудовые подвиги, на укрепление в них патриотизма и любви к Родине. Проявить все эти качества можно не только на бранном поле, он и в высоких достижениях культуры науки, спорта и начинается это все в первую очередь со школы.

   В 1993 году школу посетил ветеран ВОВ подполковник в отставке, бывший комсомольский вожак штурмового авиационного полка Панфилов А.А. и предложил интересный материал дла создания музея. Эту идею поддержали директор школы Балакирева Е.Н. и военрук Неменок Ю.П.

   Юлиан Платонович Неменок часто организовывал походы и экскурсии по местам боевой  славы  Подмосковья,  во  время  которых ребята  находили предметы былых боев.  Так  в  нашей  школе  появились  –   цевье   русской   трехлинейной винтовки и  трехгранный  штык от нее,  каски,  гильзы от снарядов.  Находки хранились в комнате боевой славы. На уроках памяти ( мужества ) ученики рассказывали о своих  родных близких, воевавших в годы войны. В музее имеется альбом таких воспоминаний под названием “ Они сражались за Родину ”.   На встречах с участниками ВОВ проводились интересные беседы. Так на одном из таких уроков, и родилась идея открытия музея в нашей школе.

Собрались  любители  и энтузиасты:  ветераны,  преподаватели,  ученики  и их родители.  За  неимением средств музей создавался своими силами.   В периодах создания и  дальнейшего  развития  музея и заключается  основной,  главный  замысел идеи – диалог поколений,  сотворчество  учащихся, учителей и родителей.

Именно школьный музей способен в полной мере реализовать принцип  “ Музей для детей  и  руками  детей ”  который  является  постоянным  и не должен иметь завершения.

    Свою работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением образовательных и воспитательных задач в форме дополнительного образования, следуя профилю музея ( военно-патриотический ) в тесном контакте с Советом ветеранов района и военными структурами.

    Для организации работы создан Совет музея.  В него входят учащиеся 7-10 кл. В начале  учебного  года ребята вместе  с руководителем музея составляют план работы.  В который входят всевозможные  мероприятия, посвященные патриотическим праздникам и др. работы музея.

    Поисковая работа – пополнение фонда музея происходит путем экскурсий  активистов и учеников школы по местам боевой славы Подмосковья, в военные гарнизоны, в музеи по профилю. Часто экспонаты поступают  в  музей  от учеников школы, педагогов, а также гостей нашего музея.

 Из имеющегося и вновь собранного материала оформлен стенд “ Слава народу       победителю”. На  стенде  размещены медали удостоверения к наградам, юбилейные значки не только всех родов войск, но и посвященные работникам  тыла.   Что подчеркивает героизм, патриотизм, сплоченность и дружбу всего советского народа в годы ВОВ. Экспонаты были приняты из рук учеников школы, дети с гордостью дарили музею вещи своих родственников.

    Экспозиция    “  Эхо  пошедшей  войны   ”   с   элементами   моделирования   заинтересовала учащихся.   Макеты  собирают  как  ученики  старших классов, так и дети из начальной школы.

       В феврале 2004 года Советом ветеранов 4-ой воздушной армии ( в состав которой входил 569 ШАП ) была предоставлена информация о рождении 4-ой ВА, ее составе, боевом пути, героях – не только в годы ВОВ, но и на современном этапе.

   Актив изучает собранный материал на основании литературы и др. источников по соответствующей тематике,  обеспечивает его учет и хранение.

   Основным документом учета экспонатов является инвентарная книга. Одновременно с записью в книгу учета на каждом экспонате проставляется инвентарный номер.   В музее насчитывается более пятисот экспонатов, большая часть из них подлинные.

    Исходя  из  специфики  школьного  музея следует указать условия хранения и распределения музейного фонда:

              - основной фонд, который включает наиболее ценные музейные предметы  ( личные вещи, фотографии личного состава полка и др. документы ).  В состав этого фонда включены образцы детского творчества, коллекции марок, значков и медалей, которые хранятся в экспозиционном зале в витринах под стеклом.

              - научно-вспомогательный фонд, им является библиотека музея.

              - интерактивный фонд,  состоит  из  предметов,  знакомство  с которыми происходит  в  процессе  действия,  непосредственного  манипулирования.  Это предметы, к которым не только можно, но и нужно прикасаться для того, чтобы лучше рассмотреть, изучить, понять принцип действия. Фонд включает подлинные предметы  ( ручка  управления  самолетом,  приборная доска,  каски  и др. ), предметы этого фонда располагаются в экспозиционном зале.

      Активисты, работающие в музее с удовольствием проводят экскурсии, рассказывая о подвигах героев полка.  Экскурсионные  группы  бывают  разные:  это  и первоклассники,  которые  только-только  знакомятся  с  общественной   жизнью школы, гости из других школ и дед. садов района, ветераны ВОВ, мн.др посетители нашей школы. Двери школьного музея всегда открыты, любой ученик, да и не только, имеет возможность на перемене и после уроков свободно посетить экспозицию. Для этого специально напечатан путеводитель музея.

           Школьный музей вызывает интерес не только у юной аудитории, но и у   взрослой. Дети приводят своих родителей и с удовольствием знакомят их с достопримечательностью школы. Участники( педагоги из др. школ)  олимпиад,  семинаров  не оставляют  музей  без  внимания.  Поэтому  книга отзывов хранит в себе много теплых и  добрых пожеланий.

  В экспозиции музея созданы следующие разделы:

-        основная, главная экспозиция посвящена, как указывалось ранее, боевому

 пути 569 ШАП,  прошедшего в годы ВОВ от Москвы до Берлина.

             - продолжила тему экспозиция о современной авиации.

             -заключительная экспозиция под названием “ Коллекция ” отразила в себе историю создания и дальнейшую работу музея.

         Школьный  музей  поддерживает  связи с различными организациями, помогающими нам  в  пополнении  фонда,  а также в гражданско-патриотическом воспитании учащихся:

              авиабаза г. Кубинка,

              музей истории войск ПВО г. Москва,

              музей авиации Г. Монино,

              центральный музей СА,

              ветераны района Юж. Медведково,

              ветераны моряки “ Московский морской экипаж ”,

              фирма ЗАО “ ИНЕС ” ( в лице сына бывшего ком. 569 ШАП.-Лизогуба В.А. ),

              военновоздушная инж. академия им. Жуковского.

 

         Актив музея проводит уроки памяти, приглашая участников ВОВ, это оказывает помощь учителям истории в проведении уроков, а так же в гражданско-патриотическом  воспитании  молодежи.  Ведь  нет  более  благородного  и почетного дела для ветеранов, чем стать страстными пропагандистами подвига нашего народа, словом и личным примером увлекать за собой молодежь на ратные и трудовые подвиги, на укрепление в них духа патриотизма и любви к Родине.

   Создан фотоальбом, в котором сохранены фотоматериалы всех проводимых мероприятий.

     На базе музея работает редколлегия и выпускает газету “ Подвиг ”. Газета отражает   военно-патриотическую   тему,   отдельные   выпуски    посвящена экспозиции музея и дням воинской славы России.

  Особо надо отметить мероприятия проводимые в направлении военно-патриотического воспитания. В дни празднования  Дня  защитника  Отечества и Дня Победы учащиеся различных  классов  посещают и поздравляют  на дому  инвалидов  ветеранов ВОВ микрорайона. В эти дни в школу приглашаются участники войны и в классах по уже сложившейся традиции проводятся уроки памяти.  С  большой  благодарностью наши гости смотрят концерты, подготовленные учениками, где звучат стихи и песни военных лет, получают праздничные подарки. Эти мероприятия проводятся совместно с Управой района Юж. Медведково.

      Незабываемы беседы с летчиком – космонавтом Героем Советского Союза Горбатко, Героем Советского Союза Участником ВОВ П.Базановым. Частым гостем нашего музея является ветеран ВОВ морской офицер Абламонов П.Ф. и мн др.   

Особенно мы дорожим письмами участников ВОВ, в которых нередко находим фотографии военных лет.  Создана папка по переписке, ведутся обсуждения- как эти реликвии использовать в экспозиции музея.

  15 декабря 2003 г. состоялось  торжественное  мероприятие  памяти  Героя Советского  Союза   летчика-испытателя  В.П. Чкалова. 

В музее была оформлена выставка книг о В.П.Чкалове. Среди учащихся проводился  конкурс рефератов на тему  “ Подвиг во славу Отечества ”  о жизни и деятельности выдающегося летчика.

    На торжественный вечер были приглашены директор музея ПВО ( шк. № 108 Ясенево )  и   ветераны ВВС:  п-к В.А.Лизогуб,  п. п-к  А.А.Жигулев,  п-к Ю.Л. Прядко,   п-к А.М.Дронов,   генерал – м-р  Г.В.Колупаев.   Гости рассказывали детям о традициях и бессмертных подвигах советских и российских летчиков в

годы Великой Отечественной войны и в мирное время. От Председателя Совета ветеранов 4 ВА маршала  авиации  А.Константинова  были  вручены  грамоты ученикам   за   активное   участие   в   спортивной   жизни   школы,  за   высокие показатели   в   соревнованиях   допризывной   молодежи,   участникам   акции милосердия.

    Цель этого  мероприятия  состояла  в  том,  что  молодое  поколение  должно знать своих героев,  мотивы  проявления  любви  к  Родине.  В  сердца  и  души обучающихся была посеяна мысль, что они являются наследниками и продолжа телями    традиций   проявления    мужества   и      героизма     своих    предков. Преемственность  и  повторяемость  героических  подвигов  в  истории  нашего Отечества были есть и будут неотъемлемой чертой нашей Родины.

    Торжественно и красиво прошел праздник, посвященный 60 годовщине Великой Победы, который подготовили ученики начальной школы совместно с активом  музея.   На   роль   главнокомандующего   парадом   был  приглашен участник ВОВ полковник  воздушнодесантных  войск  И.В. Кононов. Парад начался со вступительного слова ветерана войны. Присутствующие на празднике почтили   память   павших   героев   минутой     молчания,     продолжил  парад торжественный   марш   учащихся.   Завершил    праздник   салют   –   в   небо  были выпущены разноцветные гелевые шары. Школьные парады стали традицикей школы и проводятся ежегодно.

            На плечи актива музея легла большая работа по подготовке к участию в 8-м окружном фестивале  “ Юные таланты Московии ” – смотре – конкурсе музеев образовательных учреждений.  Для  этого  были изготовлены  переносные стенды ( музей в чемодане ).      Конкурс проходил в четыре этапа:

          1 этап – декабрь.       Конференция юных музейных работников.

                     Доклад на тему  “ Поисковоисследовательная  работа музея ”.

 

          2 этап – февраль.        Окружная конференция активистов музея.  

                                   Доклад по материалам деятельности музея.  

 

          3 этап – март.                        Смотр музеев.

                                   Визитная карточка музея.     Экскурсия.

 

          4 этап – апрель.            Конференция музейных активов.

                                                Отчет о проделанной работе за год.

Выдержав все этапы конкурса актив вышел в победители по номинации

“ Содержание и оформление презентации музея ”.

     В мае актив музея принял участие в городском фестивале по тематике

“ Я и моя семья ”, за творческую работу был награжден дипломом I степени.

Актив музея неоднократно занимал призовые места при участии в городских мероприятиях и конкурсах

   В 1995 г. за активное участие в гражданско – патриотическом конкурсе музею был

Вручен сертификат о подтверждении статуса “ школьный музей ”.

  За активную музейно-педагогическую деятельность руководителям музея вручались грамоты  от  Московского  Комитета образования:  Неменок Ю.П.,  Малахава И.Л. ( 1998 г. ), Сорокина И. ( 2001 г. ). Шишковой Н.Г. (2010 г.)

    Грамота за активное участие в гражданско-патриотическом и спортивно-массовой работе, посвященной Дню Победы ( 2002 г. ).

   Дипломами I  и II степени Московского Городского Совета РОСТО награждалась газета “ Подвиг ”. В апреле 2002 г. на конкурсе стенгазет газета музея под названием

“ Москва – сердце России ” заняла первое место.

   I место – конкурс чтецов, посвященный 60 летию Сталинградской битвы.

   Благодарности и ценные подарки от ветеранов 569 ШАП и их родственников.

     Грамота за участие в интерактивном семинаре “ Организация экскурсионной работы в школьном музее ” – III место. ( февраль 2003 г. )

   За практическую работу по пропаганде среди учащихся боевых традиций авиации нашей Родины  вручена  грамота от  Председателя  Совета  Союза  ветеранов  Героя Советского Союза маршала авиации А. Константинова ( декабрь 2003 г. ).

2005-2009 гг. - дипломы    I и II степени в окружных и городских смотрах-конкурсах школьных музеев, краеведческих викторинах.

2010 г. - диплом III степени на городском фестивале "Юные таланты Московии" под девизом "Ростим гражданина, воспитываем патриота..."

2009 г. победа в окружном конкурсе " Ростим патриотов России" (методика проведения уроков памяти)

В декабре 2011 г. диплом на городском конкурсе педагогов и воспитателей образовательных учреждений г. Москвы получил проект "Мы не дрогнем в бою за столицу свою", посвященный 70 летию московской битаы в войне 1941-1945 гг.

Бесплатный хостинг uCoz